День наставника

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА г. Охи

Директор: Комогорцева Людмила Михайловна

тел/факс: 8(42437)34721

эл. почта:domdetstva.okha@mail.ru

адрес: 694490, Сахалинская область,

г. Оха, ул. Советская, 1

День наставника

 

  В учреждении 2 марта 2018 года был проведён День наставника в рамках муниципальной Недели наставника на основании пр. № 40-ОД от 06.02.2018 управления образования.

Категория участников: педагогические работники

Присутствовали: 46 чел.

Из них работники:

  • учреждения дополнительного образования – 15;
  • дошкольных образовательных учреждений – 11;
  • общеобразовательных учреждений – 20.

  Цель:

воспитание рефлексивной сферы личности в среде молодых педагогов, способности к самоанализу и осмыслению своей профессиональной деятельности с позиций «молодой специалист», «педагог-наставник».

  План:

  1. «Круглый стол» как равноправный способ общения молодых специалистов и педагогов-наставников: «Наставничество как парадигма полезности» (Комогорцева Л.М., Вахтерова М.Г.);
  2. Учебное занятие как фрагмент учебного процесса в рамках первичного объединения педагогов: «Актёрские тренинги» (пед. Воевода А.С.);
  3. Учебное занятие как фрагмент учебного процесса в рамках первичного объединения педагогов: «Использование раздельного обучения на занятиях по робототехнике» (пед. Мельчаков А.В.);
  4. Дискуссия как аргументированный спор по проблеме: «Наставничество ритуализированное взаимодействие или диалог ментальностей» (Комогорцева Л.М., Вахтерова М.Г., Бабина О.С.);
  5. Рефлексия как критический самоанализ.

 

  1. В ходе беседы в формате «круглого стола» была дана историческая справка о появлении понятия «наставничества» на примерах мифов, исторических героях, художественных полотен. Это было сделано для решения задачи установки уровня взаимодействия на мероприятии, для установления этического порога обсуждения проблемы. Отрицания полезности наставничества не предполагалось. А воспоминания и написание имён наставников, ставших полезными людьми для присутствующих, создало атмосферу поведенческой нормы наставничества как осознанного отношения к ценности опыта.
  2. Молодым специалистом были проведены тренинги как имитационно-игровое моделирование проблем и коллизий. Участники принимали ситуации игры и игровой роли. Имелась возможность проявления личностных функций: изобретательности, рефлексии, воли, творчества, самостоятельности, что и является фиксированным результатом для педагога, проводящего тренинги.
  3. Педагогом дополнительного образования был изменён формат учебного занятия. Была проведена беседа по вопросам изменений или их возможности, которые происходят в сознании, поведении, ценностно-смысловой сфере личности обучающегося при совместном или раздельном обучении по признаку пола. Причём, беседа велась исходя из личного профессионального нравственно-смыслового опыта педагога.
  4. Дискуссия велась на основе вопросов, задаваемых участникам (Приложение № 1). Обсуждалась наставническая деятельность с позиций личностного опыта каждого участника. В ходе обсуждения на участников влиял тип образовательной среды: догматический, карьерный, безмятежный, творческий. В ходе дискуссии пришли к тому, что поведение насыщенно отношениями. И к ритуализированным формам взаимодействия, где действуют нормы, правила, символы, присоединяется личностный опыт носителей, нуждающихся друг в друге (наставник – ученик). Взаимодействие ментальностей имеет форму диалога как формы субъектно-смыслового общения, посредством которого одна личность осваивает личностное пространство другой личности, обогащая её при этом собственным опытом, смыслами, ценностями.

 

  1. Рефлексии как самоанализа не состоялось. Основная часть участников была эмоционально закрыта. Небольшая часть участников демонстрировала свою индивидуальность и прагматизм.

Приложение № 1

 

Вопросы

 

Не думаете ли вы, что наставничество реанимируется по законам мифа из социалистического прошлого? Возможно ли в век конкуренции, при наличии возрастной трудовой дискриминации возрождение движения наставничества?

У Юрия Лозы есть песня. В ней слова: «Ну и пусть будет нелёгким мой путь,
тянут ко дну боль и грусть, прежних ошибок груз…»

Как вы думаете, может ли наставник передать штампы, «прежних ошибок груз»?

Есть строчки Марины Цветаевой:

Есть некий час – как сброшенная клажа:

Когда в себе гордыню укротим.

Час ученичества – он в жизни каждой

Торжественно-неотвратим.

(Клажа – багаж, бремя, ноша).

Готовы ли вы как молодой специалист укротить гордыню и стать учеником?

Когда вы видите молодого педагога на педагогических мероприятиях, не думаете ли вы, что его пытаются подладить под формальные требования социальной действительности образовательного учреждения, пытаются общаться с ним не исходя из его реальности – самобытной и непосредственной, а с позиции «формирования извне» нужных свойств и качеств?

Язык – инструмент мышления, познания и общения.

В образовании есть свой дискурс – беглые речевые обороты, дискурс состоит из нормативных высказываний. В образовании есть специальная терминология, готовые словесные конструкции. Термины заменяются аббревиатурами этих самых готовых конструкций. Аббревиатуры со временем обретают грамматическую гибкость, начинают изменяться по числам и падежам. Становятся похожи на настоящие слова.

Если в вашем присутствии говорят про УД, в структуру которых включены ДЕ, в которых измеряются КИМы (или наоборот?), то вы, вспомнив, скромненькие ЗУНы, робко спрашиваете, где это самое вообще найти? И знаете ли вы, сколько среди ваших обучающихся, помеченных аббревиатурой ВШУ, КМНС, КДН, СОП? И производите ли вы оценку их компетенций в рубрикаторах? Наставникам надо учить вас этим речевым конструкциям? Вы примите это дар речи? Можно ли это воспроизвести или только выучить наизусть?

Быт любой эпохи пронизан её историческим смыслом. В романе Толстого старый князь Болконский терзает княжну Марью уроками геометрии. Описываемая эпоха – закат культуры Просвещения, великой «дидактической эпохи», как её ещё называли, когда люди были помешаны на идее взаимного обучения и воспитания. Классик немецкой словесности Генрих фон Клейст заставлял свою невесту Вильгельмину фон Ценге писать сочинения на заданную тему.

Если наставничество оплачивать, не произойдёт то, что сам факт наличия сослуживца становится источником прибыли? И мы живём в эпоху Небескорыстия?

У молодого специалиста есть период «постдипломной мобильности», когда он планирует решить все профессиональные проблемы самостоятельно. Не кажется ли вам, что самостоятельность здесь скорее иллюзия, являющаяся следствием максимализма?

Работа с подопечным – это духовный труд, работа со своим и чужим внутренним миром. И что важно – результат сразу предъявить невозможно. Идеология эффективности отвергает подопечного. Лучше заняться своим самообразованием. Подопечный может мешать наставнику. Вы согласны с этим?

Мы живём во времена коммерческой культуры молодости. Вам не кажется, что наставничество – это попытка «стигматизированной» социальной группы старшего поколения преодолеть «эйджизм» - это универсальный термин от английского age – возраст, обозначающий несправедливость младших поколений по отношению к старшим?

Как вы думаете, самостоятельное определение персонального и профессионального развития не подменяется системой наставничества? Не является ли самооценка единственной правильной оценкой специалиста? А роль руководителя указать стимулирующую стоимость каждого рубежа саморазвития?

 

Дата последнего обновления страницы 06.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»